Чек лист причин провала стартапов. Маркетинг для стартапов.
Уже более 10 лет я ежедневно сталкиваюсь со старапами. Так получилось, что это стало одной из моих специализаций. Предприниматели приходят, как правило, с новыми продуктами и хотят знать, как правильно их запустить в реалиях сегодняшних дней. Ведь с цифровизацией рынка каждый день условия, коньюктура и инструментарий изменяются. Появляются новые продукты и предложения, порой головокружительные бизнес модели.
У многих предпринимателей в голове живет такой миф, что если ты обеспечен ресурсами, запуск твоего старапа пройдет легче и быстрее, а в каких то случаях и удачнее. Но, это миф, заблуждение. Нет, конечно, от части с этой позицией нельзя не согласиться, но работает как правило на 5% и значительно на ситуацию не влияет. Более того я скажу, что если бизнес модель не вытаскивает расходы с первых месяцев, то срочно, очень срочно меняйте ее. Не нужно пытаться побороть рынок или экономику, у вас это не получится.
Далее я подготовил не большой чек лист причины провала стартапов по которому можно выявить проблему.
Причина 1. Бизнес модель полностью скопирована. Очень редко когда такие бизнес модели жизнеспособны. Дело все в том, что повторить чужой опыт не удастся, как и войти в другую реку. Необходимо понимать, чем ты индивидуален и полезен. Иначе говоря, в этом бизнесе нет УТП – уникального торгового предложения, а в глазах клиента он бесполезен. Рынок всегда идет за более крупным, успешным игроком. В каждом деле есть своя идея, которая как магнит манит последователей и клиентов, поставщиков и деловых партнеров.
За последнее время я видел сотни старапов, которые пытаются копировать. От мелких частных до федеральных поддерживаемых госкомпаниями но, увы все это Франкенштейны рынка. В них нет жизни, и смотрятся они как зомби.
Да, вот по этой же причине многие франшизы погибают. Они просто не могут передать идею, она извращается или не воспринимается.
Причина 2. Модный продукт – это продукт жизнь которого определяется модой, трендами или соц.сетями. Это не обязательно должна быть одежда, встречается это повсеместно. В общепите, например фастфуде это может быть какой либо бургер или булочка. Сегодня она в тренде и вы, открыв бизнес и основываясь на какой либо товар имеете хороший старт, но потом следует жуткое пике.
Чтобы избежать такого моментального выгорания, всегда основывайтесь не на один продукт, а на несколько. В крайнем случае у вас всегда будет шанс перестроить свой бизнес.
Причина 3. Продукт — как причины провала стартапов. Главная причина поражения старапов и действующих производств. От его востребованности зависит успех любого бизнеса. Часто встречается, что предприниматель поверил в нужность и необходимость продукта, но не проверил свою теорию на потребителях. И вот все создано, запуск и …. Дела не идут. Приходят на консультацию и начинают рассказывать как все плохо, плохой у них маркетолог или не правильная реклама.
Предлагаю тест на потребителях, берем продукт и идем к предполагаемым покупателям. Они как люди позитивные и открытые нам честно скажут, почему этот продукт им не нужен, а что они хотят получить. Записываем и делаем выводы, если можно правим и рестарт.
Причина 4. Команда. Очень много вокруг нас людей, которые приводят любое начинание в ноль. Это встречается, как правило, либо на очень крупных предприятиях, когда открывая новое подразделение, не обеспечен должный контроль. Или когда предприниматель очень лоялен к людям и не может воздействовать, управлять сотрудниками или не разбирается в теме. В народе говорят: Хвост виляет собакой. Если в первом случае все можно исправить, то второй, как правило, фатален.
Причина 5. Маркетинг для стартапов не работает в двух случаях:
1. Нет бюджета или все забили на маркетинг и увлеклись продуктом. Он себя сам потянет, хороший товар в рекламе не нуждается.
2. Слабый маркетолог, сейчас это бич всех предприятий. Иногда, кажется, что идет какое-то негласное соревнование по говномаркетингу.
К сожалению, очень много людей, не имеющих ни какого отношения к маркетингу, профильного образования заявляют о себе как маркетологи. Пройдя курсы, у различных «миллионеров коучей» и нахватавшись верхов, они заявляют о себе как о специалистах, а потом гробят бизнес.
К счастью, выход есть. Быстрый перезапуск маркетинга, анализ ошибок, формирование маркетинговой стратегии.
Итак, это часто встречающиеся причины провалов старапов, о которых я хотел рассказать в этой статье. Помните, что нет единого рецепта для успеха, каждый успех индивидуален и к нему приходят только огромным трудом.